К ОБНОВЛЕНИЮ АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕТОДА

«Трансформационный регредиентный психоанализ»

В заключение я хотел бы затронуть некую новую область. Я имею в виду ту модальность аналитического процесса, которая отличается от археологического анализа. И на сей раз Фрейд (1937d, р. 260) указывает нам направление:

«Все важное сохранилось... Это лишь вопрос аналитической техники, удастся ли полностью выявить скрытое...».

Процессуальные моменты, отличающиеся от этой археологической модели, которая стремится обнаружить уже существующее значение, и в то же время дополняющие ее, случаются в каждом анализе, цель которого – не обнаружить, а создать нечто недостающее и являющееся источником страданий путем присвоения ему нового значения. Иными словами, я говорю о трансформационном анализе. Он является составной частью любого анализа, включая самые эдипальные, поскольку в основе регрессии каждого лечения существует и постоянно действует регредиентный потенциал, благодаря которому актуализируются не имеющие содержания состояния из предыстории человека. На самом деле этот трансформационный аспект – постоянная деятельность Эроса, который изо всех сил пытается сохранить спасительную и благотворную незавершенность психической жизни.

Фрейд пытался подыскать понятие, противоположное влечению к смерти и более удачное, чем влечение к жизни; он хотел прояснить свои размышления о том, что именно противостоит влечению к смерти – понятию, которое он ввел незадолго перед тем в своем труде «По ту сторону принципа удовольствия» (Freud, 1920g), – а также о том, каким образом происходит это противостояние. Введенный им термин «влечение к жизни» отвечал на первый вопрос, но он знал, что тем самым подчеркивает конфликтную двойственность, которая неспецифична для психоанализа. С введением понятия Эроса («Я и Оно», Freud, 1923b) он нашел ответ и на вопрос о том, как именно осуществляется противостояние влечению к смерти. Термин «Эрос» подразумевает и сексуальную силу, и первичный процесс связывания. Фрейд подробнее объясняет это в «Очерке о психоанализе», где говорит, что целью Эроса «является... соединение, связывание» (Freud, 1940а [1938], p. 148). Что касается трансформации через связывание, ее поясняет метафора Эроса как ткача. В «Толковании сновидений» Фрейд уже сравнивал функцию связывания с работой ткача, цитируя «Фауста»: «...тысячу нитей сплетает челнок... И растет их бесконечное сочетание» (Freud, 1900а, p. 283). Затем он снова возвращался к этой мысли: «Эрос имеет целью осложнять жизнь все более широким объединением рассеянных частиц живой субстанции» (Freud, 1923b, p. 40).

Две метафоры, касающиеся Эроса, которые Фрейд использует неоднократно, могут дать нам наглядное представление о функционировании регредиентных трансформационных процессов: это ткач, создающий «бесконечные сочетания», и химик, производящий «осадки – конденсаты».

В случае трансформации путем сгущения Эрос выступает как химик. Пережитый опыт переноса сравнивается с химическим процессом. В 1932 году в своем «Продолжении лекций по введению в психоанализ» (1933а [1932]) Фрейд использует для описания аналитического лечения метафору «химических осадков».

  Из этого правомерного сравнения психоаналитической деятельности врача с работой химика мог бы появиться стимул к новому направлению нашей терапии (курсив мой. – С.Б.). Мы анализировали больного, то есть разложили его душевную деятельность на ее элементарные составляющие... что же было бы теперь естественней требования помочь ему также в новом и лучшем их составлении? (Freud, 1919a [1918], p. 160).

Я понимаю это как возможность при определенных условиях качественно изменить состояние пациента, иными словами, возможность инициировать в нем мыслительные процессы, в ходе которых различные элементы преобразуются, создавая тем самым новый продукт.

Коротко говоря, археологический психоанализ основывается на ассоциациях пациента, направляемых его сопротивлениями собственным бессознательным желаниям. Аналитик может получить доступ к этому вытесненному материалу благодаря своему равномерно взвешенному вниманию. Когда пациент страдает от травм, не получивших символической репрезентации, ассоциации отсутствуют и путем обычного равномерно взвешенного внимания аналитик не может получить доступа к этим травмам; в этом случае необходима другая форма равномерно взвешенного внимания. Регредиентный режим слушания может включаться, когда мышление аналитика находится в регредиентном состоянии, которое позволяет ему осуществить работу связывания между разными элементами сеанса подобно тому, как это связывание осуществляет работа сновидения, прорабатывая тем самым травмы, не получившие символической репрезентации. Точно так же, как работа сновидения создает сон, регредиентное слушание аналитика может создать новый психический объект, способный перестроить, по крайней мере частично, психику пациента.

Моя гипотеза заключается в том, что работа аналитика как химика или ткача, а вернее, тот режим функционирования, который имеет место в аналитическом лечении на перекрестке двух психик в регредиентном состоянии, должен соответствовать общему закону или принципу психики.

«Принцип конвергенции – когеренции»

Фрейд думает о двух этих направлениях Эроса, «ткачестве» и «сгущении», как о движении, которое постоянно обновляется, создавая новые сочетания и охватывая все более широкие области. Они подразумевают постоянный процесс, в котором необходимость экспансии бесконечна и безгранична. И все-таки в клинической работе это незаметно, разве что в исключительных случаях, наиболее частый из которых – состояние мании. Это наводит на мысль о том, что это безграничное движение, вероятно, сдерживается какой-то противонаправленной тенденцией. Роль этой противоположной тенденции, дополняющей, однако, первую, состоит в том, чтобы обуздывать ее, следить за тем, чтобы новые комбинации оформлялись в как можно более сгущенные сочетания. В то же время благодаря действию этой силы полученные сочетания становятся постижимыми. Эта идея присутствовала в работе Фрейда начиная с введения понятия покрывающего воспоминания в 1899 году, а также и в других формах, иногда в связи со вторичной проработкой сновидения, иногда в связи с восприятием, а иногда и в более глобальном плане. Ее можно обнаружить в «Толковании сновидений» (1900а), в «Тотеме и табу» (1912–1913), в «Продолжении лекций по введению в психоанализ» (1933а) и даже в «Очерке о психоанализе» (1940а), последней его работе. Наиболее подробно эта идея изложена в «Тотеме и табу», где он пишет:

Интеллектуальная наша функция требует единства связи во всяком материале восприятия и мышления, которым она овладевает, и не останавливается перед тем, чтобы создать неправильную связь, если вследствие особых обстоятельств не может понять правильную.
(Freud, 1912, p. 95; в русском переводе: Фрейд, 1912/2007)

Дело в том, что «в душевной жизни нам приходится иметь дело со стремлениями, которые вынуждены быть унифицированными и объединенными» (Freud, 1919a [1918], p. 161; русский перевод А.М. Боковикова).

Можно рассматривать это как транстопографическую глобальную тенденцию, управляющую динамикой работы психики во всей ее совокупности. В этом случае цель ее состоит в том, чтобы бороться с неоднородностью психики в любых ее формах и делать постижимыми все составляющие, которые присутствуют в любой отдельный момент. При правильном состоянии психики результатом всегда становится оригинальное творение; если оно абсурдно, это не имеет значения, поскольку оно строится по образцу сновидения. Несколько лет тому назад мы предположили, что эту тенденцию следует рассматривать как принцип того же уровня, что и другие принципы, такие как принцип удовольствия, принцип реальности и в особенности принцип постоянства, чья цель состоит в том, чтобы удерживать возбуждение на как можно более низком и постоянном уровне. Именно эта тенденция поддерживает постоянную творческую способность эго и способность к пониманию, которая ободряет эго, сохраняя его связи с окружающей средой. Для обозначения этого принципа действия мы предлагаем ввести термин «конвергенция – когеренция».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенные цитаты, охватывающие всю работу Фрейда с 1896 года до его научного завещания 1938-го, ясно показывают нам то потенциальное направление фрейдовской мысли, которое сам он не смог развить в полной мере. Ведь если бы Фрейд отошел от археологической концепции психоанализа, основанной на теории репрезентаций и влечений, стержнем которой является воспоминание о прошлом, он рискнул бы исследовать новую область. В этом случае психоанализ стал бы теорией процессуальности, целью которой было бы уже не только восстановление прошлого, но и перестройка психики, конструирование будущего, хотя и на основе эволюции прошлого. Воспоминания интересовали бы нас как нечто дающее возможность постоянной работы по (ре)конструкции прошлого; в то же время сеанс рассматривался бы с нашей стороны как вмешательство творческой силы, сродни работе сновидения; трансформационный психоанализ дополнил бы археологический.

Мне потребовалось много времени, чтобы понять все вышесказанное. Очень трудно изучить некий метод и одновременно сохранить достаточную дистанцию с ним, чтобы осознать его ограничения. Таким образом, мне потребовалось много времени, чтобы понять: мой способ работы с пограничными случаями и, если говорить шире, вообще со случаями травм, не получивших символической репрезентации (негативами травмы), подразумевает трансформационную регредиенцию. Не просто идею, что сны несут в себе память, не получившую репрезентации, но мысль о том, что работа сновидения может стать образцом для работы конструирования воспоминаний; еще точнее – о том, что регредиентные ассоциации как аналитика, так и пациента, часто связанные с описанием сновидения, могут «выявить – произвести» конструкцию воспоминания, ранее не существовавшего в форме репрезентации.

Говоря коротко, если мы хотим помочь психоанализу эволюционировать, нам следует уподобиться Фрейду, который воскликнул, обращаясь к Ранку, желавшему свести психоанализ к тому, что Фрейд написал ранее: «Но я не фрейдист!» И сегодня спасение психоанализа, развитие его потенциала требуют, чтобы каждый аналитик освободился от гнета «учительского авторитета» и достиг определенного состояния ума, которое можно, перефразируя Фрейда, обобщить так: «Но я не фрейдист, не кляйнианец, не последователь Биона или Винникотта». Иными словами, каждый аналитик должен разработать свой собственный аналитический образ мышления вместо концепций, позаимствованных из книг. Аналитическая мысль продолжит свое развитие, не теряя связи со своими основополагающими принципами, авторы уйдут, но их идеи останутся:

Когда появляется какая-нибудь новая научная идея, которая поначалу провозглашается открытием и, как правило, обсуждается в этом качестве, объективное исследование вскоре обнаруживает, что в конечном счете в ней нет никакой новизны. Обычно открытие это бывает уже сделано неоднократно, а затем забыто, часто на очень продолжительное время. Или, по крайней мере, у него объявляются предшественники, которые недостаточно отчетливо постигли его или изложили неполно.
(Freud, 1923b, p. 261)

Сборник статей, И. Кадыров. «Международный психоаналитический ежегодник. Шестой выпуск. Избранные статьи из «Международного журнала психоанализа» (сборник)»