01.01.2019

Вы не понимаете свои желания, эмоции, реакции и поступки?


В век высокоскоростного интернета и инновационных технологий скорость нашей жизни стало невероятно высока. Однако, наше внимание перетягивают на себя внешний мир, постоянные тревоги. Бесконечные мысли и страхи не дают нам сосредоточиться на себе, понять сигналы психики, которые она нам посылает, мешают прислушиваться к своему телу. В современном психоанализе уделяется большое внимание тому, чтобы научить клиента осознавать свои чувства и потребности, которые он испытывает, научить понимать, что происходит с нашим телом, нашими переживаниями и эмоциями в данный момент. Если человек способен понять какие эмоции он испытывает, а, следовательно, и какие потребности стоят за этими эмоциями, то жизнь станет более здоровой. Осознанная жизнь приводит к более позитивным отношениям с окружающим миром и выстраивается таким образом, что общение становится приятным для обеих сторон. Однако, зачастую люди, приходящие на терапию, сталкиваются с тем, что им кажется, что они ничего не чувствуют, утрачивают эмоции или у них, проявляется неспособность понять и распознать конкретную эмоцию, которую они переживают прямо сейчас.


Что такое эмоции?


Эмоции представляют собой группы психических процессов, которые способны отражать влияние происходящих событий и ситуаций на удовлетворение потребностей человека. Если ситуация благоприятна для нас и у нас все получается, а, значит, и потребности удовлетворяются, то мы испытываем позитивные эмоции. И, наоборот, различного рода препятствия расстраивает нас и приводят к появлению отрицательных эмоций.


Почему так важны эмоции?


Как бы мы все не хотели держать себя в руках, человек остается человеком, который крайне подвластен своему эмоциональному состоянию. Наши эмоции оказывают огромное влияние на эффективность нашей деятельности. Сферы могут быть различны, это касается и работы, и учебы, даже игр. Есть основания полагать, что эмоции являются основной причиной «болезней цивилизации», и не просто эмоции, а эмоциональные сдвиги, которые мы переживаем в течение длительного времени, получая при этом нервные расстройства и хронические стрессы. Все эти негативные факторы способны воздействовать не только на психическое здоровье человека, но и на работу его внутренних органов. Современный мир постоянно предлагает все новые и новые провокации для нашей психики. Он стал своеобразной фабрикой беспокойства и стресса, бесконечные потоки информации постоянно растущей индустрии развлечений: телевидение, интернет, виртуальная реальность, спортивные соревнования - все это не дает оставаться нам спокойными.

Мало того, чтобы соответствовать профессиональным требованиям человек испытывает усиленные эмоциональные нагрузки. Нам требуется высокое чувство ответственности за свои действия, чтобы удержаться на плаву, например, не потерять работу. Неправильно принятые решения могут негативно повлиять на нашу жизнь, поэтому все отдельные системы нашего организма напряжены до предела, в том числе и нервная система. В настоящее время специалисты описали порядка десяти тысяч заболеваний и более сотни тысяч болезненных проявлений, которые были вызваны стрессогенными раздражителями различного характера.


Сфера влияния эмоций


Состояние нашего тела напрямую связанно с эмоциональным состоянием. Практически все сферы нашего существования подвластны влиянию эмоций. Эмоциональный фон определяет степень активности мышления и двигательной активности. Он воздействует на взаимоотношения с окружающим миром, в частности, на отношения к людям, происходящим событиям и жизненным задачам. Мы оцениваем собственные действия и поступки во взаимосвязи с эмоциями. Нам сложно было бы понимать друг друга без эмоций. И вообще человек вполне способен обойтись без речи для того, чтобы понять другого человека, выстраивать адекватное общение и совместную деятельность благодаря эмоциям. Если бы в нашей жизни отсутствовали эмоции, то мы не умели бы испытывать радость и печаль, вину и гнев, а значит и не были бы в полной мере людьми. Таким образом, с эмоциями человек во многом становится человеком. Большое значение имеет способность людей сопереживать чужим эмоциям - так называемая эмпатия. Аугусто Кюри утверждал, что деление эмоциями умножает счастье, с чем довольно сложно поспорить.


Эмоциональное образование - что это такое?


В условиях современной реальности человек испытывает колоссальные нагрузки, поэтому становится актуальным важность эмоционального образования. Что же это такое? Эмоциональное образованию подразумевает способность человека развивать приоритетно важные функции своего интеллекта. Например, человек учится управлять мыслями в напряженные моменты, защищать эмоции, развивает способность действовать не импульсивно, а обдумывать свою реакцию. Также сюда можно отнести умение ставить себя на место другого человека, воплощение мечты и умение ценить жизнь. Важность проблемы эмоционального образования напрямую связана с ролью эмоций в нашей жизни.


Роль эмоций


  • Отражательно-оценочная роль. Благодаря эмоциям мы субъективно окрашиваем происходящие события вокруг нас и в нас самих. Эмоции участвуют в оценке не только событий настоящего времени, но и помогают прогнозировать и выдвигать гипотезу. Например, мы способны предвкушать удовольствие, когда ожидаем нечто приятное - поход в театр или свидания, и, наоборот, ожидаем негативные ощущения, если приходим на экзамен неподготовленными.

  • Управляющая роль. Эмоции управляют поведением человека, являясь при этом одним из психофизиологических механизмов такого управления. Наше эмоциональное отношение влияет на мотивацию, мы принимаем решения о своих действиях и поступках под воздействием эмоций. Мало того, наши эмоции приводят к физиологическим изменениям, влияющим на качество выполнения деятельности и работоспособность. Эмоции выполняют различные положительные функции, а именно: защитную, парализующую, компенсаторную, коммуникативную и сигнальную.

  • Дезорганизующая роль. В процессе достижения какой-либо цели чувство страха способно нарушить наше поведение, при этом у нас возникает пассивно- оборонительная реакция, например, ступор или отказ от выполнения задания. Дезорганизующая роль эмоций проявляет себя в такой ситуации, когда человек разозлен и он очень хочет достичь своей цели, поэтому повторяет бесполезные действия снова и снова, которые не приводит его к положительному результату. Сильное волнение зачастую сопровождается отсутствием сосредоточенности, человек вообще может забыть, что ему нужно делать. Негативные эмоции иногда выступают как стимул для самоуспокоения. Не стоит забывать, что на самом деле поведение человека во многом зависит от воспитания и его целеустремленности.

Виды эмоций

Американский психолог К. Изарда выделил 10 фундаментальных эмоций, которые отличаются друг от друга по качеству переживаний. Фундаментальные эмоции соединяются в другие более сложные эмоциональные состояния.

  • Интерес - это позитивная эмоция, при наличии которой развиваются умения и навыки, а также появляется стремление к знаниям. Интерес-возбуждение является чувством захваченности и любопытства.

  • Радость - положительные эмоции, которые испытывает человек, получая возможность в полной мере удовлетворить какую-то актуальную потребность, причем ранее вероятность этого была невелика. Для радости свойственно чувство самоудовлетворенности и удовлетворенность окружающим миром. Если человек испытывает какие-либо затруднения для самореализации, то эти затруднения являются препятствиями и для возникновения радости.

  • Удивление - эмоциональная реакция, которую сложно назвать явно положительный или отрицательный. Возникает как реакция на неожиданные обстоятельства. Удивление способно тормозить радость и интерес, при этом внимание направляется на новый объект. Есть вероятность, что оно перейдет в интерес.

  • Страдание - это наиболее часто встречающиеся эмоции, которые возникают при невозможности удовлетворить потребности, удовлетворение которых ранее казалось вполне вероятным. Носит астенический характер и представляет собой постоянный стресс. Самая тяжелая форма страдания - горе связано с безвозвратной утратой.

  • Гнев - довольно сильная отрицательная эмоция, которая зачастую протекает в форме аффекта. Человек испытывает гнев, если он страстно желает добраться какой-то цели, но на его пути возникают препятствия. Гнев - это эмоция стенического характера.

  • Отвращение - это отрицательное эмоциональное состояние, направленное в сторону объектов, например, людей, контакт с которыми вызывает противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками человека. Сочетание отвращения с гневом способно привести к агрессивному поведению. И гнев, и отвращение не обязательно ориентированы на внешние источники, они могут быть направленный и на себя, при этом снижается самооценка и возникает самоосуждение.

  • Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникает в основном по отношению к другим людям, которые имеют иные жизненные позиции, взгляды и поведение. При этом взгляды видятся человеку низменными и не вписываются в общепринятые нравственные принципы. Как правило к тем, кого презирают, люди настроены враждебно.

  • Страх - отрицательная эмоция, которая возникает, когда благополучию человека что-то угрожает. Не всегда опасность бывает реальной, порой она мнимая. Человек испытывает страх всегда перед предполагаемым неблагополучием, в то время как страдания он испытывает по поводу уже свершившегося факта. Эмоция страха может быть как стенического, так и астенического характера и выражаться как стрессовые состояния, подавленность, тревожность или даже в виде аффекта случае ужаса.

  • Стыд - отрицательная эмоция, которую испытывает человек в случае осознания того, что его собственные поступки и помыслы не соответствуют ожиданиям окружающих, а также своим представлениям о правильном поведении.

  • Вина - отрицательная эмоция, которая находит выражение в случае неблаговидности собственного поступка, помыслов. Вина сопровождается сожалением и раскаянием.