21.02.2019

Сущность психологического консультирования

Психологическое консультирование - относительно новая область профессиональной деятельности, выделившаяся из врачебной психотерапевтической практики как система работы со здоровыми людьми, имеющими проблемы в повседневной жизни. И заниматься такой деятельностью стали наряду с врачами-психотерапевтами, люди, имеющие своей специальностью психологию и специализирующиеся в консультационной деятельности.


Примерно до середины 20-го века психотерапией занимались исключительно врачи-психиатры. Господствующим методом тогда были классический психоанализ З.Фрейда и его многочисленные модификации. Работа этих врачей заключалась в лечении неврозов. Таким образом, создавался союз «больной — врач», то есть с одной стороны человек, страдающий заболеванием, с другой же — человек, обладающий знаниями о том, как это заболевание лечить. В таком союзе предполагается, что если больной будет слушаться врача, то он выздоровеет. В таком же союзе лечат и соматические (т.е. не связанные с психикой) заболевания. И это оправдано тем, например, что больной часто ослаблен, нуждается в уходе. В лечении врачу помогают медсёстры и санитарки. Он советуется с коллегами, а в случае необходимости (отпуск, командировка, сам заболел) может передать больного другому врачу, и лечение будет продолжено. На этот счёт разработаны правила медицинской этики. При таком подходе межличностный человеческий контакт в союзе «врач-больной» вполне может и отсутствовать. Врач может быть совершенно необщительным, замкнутым человеком, но в силу своей высокой квалификации хорошо выполнять свою работу и больные у него выздоравливают. Правда, надо отметить, что это касается в большей степени соматической медицины. Во врачебной психотерапевтической практике всё же предусматривается межличностный контакт, и этому есть даже название — «психотерапевтический альянс». Исключение, видимо, могут составлять те случаи, в которых используются методы внушения (гипноз в разных модификациях) и лекарственные препараты.


Совсем иначе обстоит дело в союзе «клиент-психоконсультант». Заметьте: не больной, не пациент, а именно клиент, что в переводе с древнегреческого означает «прибегающий к услугам». Из самого определения «клиент» вытекает, что это человек, который по собственной инициативе обращается за помощью психолога-консультанта, и не потому что заболел (он может быть совершенно психически и соматически здоров), а потому что испытывает трудности в повседневной жизни такие как: конфликты на работе, неустроенность в личной жизни, семейные проблемы, трудности в принятии решений, разнообразные тревоги, страхи, неуверенность в себе, неудовлетворённость сексуальными отношениями и многое другое. Он ищет помощи, так как сам не справляется с обстоятельствами своей жизни.


Процесс психологического консультирования — это совершенно равноправное взаимодействие двух людей. У клиента есть инициатива, мотивация к изменениям, стремление лучше познать себя, у психолога — профессиональные знания закономерностей работы человеческой психики. И здесь создаётся альянс, целью которого является не «излечение» путём каких-то профессиональных воздействий и манипуляций, а осознание клиентом истоков своих трудностей и выработка способов с ними справляться. И очень важно, что в процесс взаимодействия психолог-консультант вкладывается собственной личностью. Часто говорят, что личность — это и есть инструмент психолога, практикующего консультирование. И тут уже речь не идёт о том, чтобы доверить часть работы «медсестре» или «передать» клиента другому психологу. Поэтому в основу работы заложены принципы совершенно особой этики взаимоотношений между психологом-консультантом и клиентом. Одно из основных правил — психолог никогда не разглашает того, что происходит в его контакте с клиентом.


И ещё немного о целях и задачах консультирования.


Их можно определить следующим образом:

  • эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента;
  • изменение отношения к проблеме от ощущения тупика к возможности и умению выбора решения;
  • повышение стрессовой и кризисной устойчивости;
  • развитие реалистичности мировоззрения;
  • развитие способности творческого освоения мира.