22.03.2019

Понять и принять себя

Многое в существе человека выражается через его отношения с другими. То, как мы взаимодействуем с людьми, является одной из наиболее важных характеристик нашей личности. Но если мы делаем шаг назад, чтобы получить более широкую картину человеческого состояния, то сталкиваемся с парадоксом: каждый человек одновременно и является частью других, и отделен от всех других.


 Точно так же, как мы, в большинстве своем, связаны со всеми остальными людьми, мы также навсегда отделены от них от всех. Эта постоянная и, на первый взгляд, противоречивая двойственность лежит в основе всех наших отношений и пронизывает самую суть нашего существования.


Одна из проблем – это потребность в идентичности сегодня выходит по значимости на одно из первых мест. Осознание себя в мире людей, профессий, наций – одна из важнейших проблем в современной психологии вообще и в отечественной психологии в частности – проблема поиска индивидом, группой, обществом психосоциальной идентичности и потребности в ней.


Другая не менее актуальная проблема, возникающая в современных социальных условиях, заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.


Желание осознать свое «Я», познать окружающий мир побуждаемо естественным стремлением человека стать целостной, полной, самореализованной, устойчивой, зрелой личностью. Чувство тождественности субъекта самому себе, ощущение целостности и преемственности всех аспектов собственного «Я» в прошлом, настоящем и будущем, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру обозначается понятием «идентичность». Формирование идентичности, или, иначе говоря, целостности личности, продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Переход от одной формы идентичности к другой.


Очевидные трудности, связанные с достижением идентичности, обусловливают многие проблемы современных людей. Приказы и окрики нашего общества – учителей и родителей, рекламы и якобы ученых советчиков, друзей и организаций всех мастей, - предостерегают нас против обращения к своему внутреннему знанию. Как следствие мы становимся слепы и глухи к нашим потребностям.


Для всех нас важно научиться прислушиваться к своим внутренним чувствам, будь – то страх, стыд, вина, гнев, зависть, чтобы регулировать степень своей вовлеченности в отношения с другими.


Достигнутая идентичность позволяет не только определить свое место в социальном мире, но и на этой основе развить систему ценностей и убеждений, адекватных требованиям современных социально условий.