01.01.2019

Когнетивно поведенческая терапия

Метод широко распространен и используется в терапии. Сочетает в себе когнитивный и поведенческий подход. Когнитивный подход исходит из предположения, что психологические проблемы и нервно-психические расстройства вызваны нелогичными или нецелесообразными мыслями и убеждениями человека. Изменив которые, проблемы можно решить. Поведенческий подход, предполагает изменение поведения человека путем поощрения и подкрепления желаемых форм поведения и отсутствия подкрепления нежелательных форм. В терапевтической практике произошла интеграция когнитивного и поведенческого подхода, поскольку любые терапевтические воздействия в той или иной степени неизбежно затрагивают все сферы реагирования человека (аффективную, мотивационную, когнитивную, поведенческую) вызывая в них взаимосвязанные изменения. Когнитивно-поведенческая терапия является психосоциальным терапевтическим методом, направленным на осознание особенностей текущего состояния.

Основным преимуществом когнитивно-поведенческой терапии можно считать видимый результат, отражающийся на всех сферах жизни человека. Специалист выясняет, какие именно установки и мысли негативно влияют на чувства, эмоции и поведение человека. Не для кого не секрет, что человеку свойственно допускать ошибки при прохождении жизненного пути. Жизненный путь имеется ввиду, путь с детства, когда ребенок при получении информации пользуется определенными «когнитивными схемами». В процессе такой обработки информации возможно возникновение ошибок или когнитивных искажений. Например, в стиле «черное-белое»; «все или ни чего»; принятие на свой счет любых реакций окружающих; игнорирование информации и формулирование бездоказательных выводов; драматизацию и преувеличение ожидаемых последствий событий. Искажение процессов осмысления воспринимаемых стимулов приводит к неадекватным эмоциональным и поведенческим реакциям на внешнее воздействие. Именно поэтому любая информация может стать причиной тех или иных изменений в мыслительной или поведенческой деятельности человека. Ситуация рождает мысли, которые в свою очередь способствуют развитию определенных чувств, а те уже становятся основой поведения. Затем поведение порождает новую ситуацию и цикл повторяется.

Ярким примером может стать ситуация, в которой человек уверен в своей несостоятельности и бессилии. Каждая последующая сложная ситуация только закрепляет уверенность человека в этих чувствах. Человек нервничает и отчаивается. И, как итог, пытается избежать принятия решения и не может реализовать свои желания. Часто причиной возникновения неврозов и других подобных проблем становится внутриличностный конфликт. Когнитивно-поведенческая терапия помогает определить первоначальный источник сложившейся ситуации, угнетенности и переживаний человека, а затем и разрешить проблему. Человеку становится доступным навык изменения своего негативного поведения и стереотипного мышления, что положительно влияет и на эмоциональное состояние, и на физическое, а также определение наиболее значимых целей по изменению самочувствия. Преломление восприятия информации из внешнего мира через систему гибких оценочных суждений, лишенную жестких требований и прогнозов, порождает состояние эмоциональной уравновешенности и предотвращает возникновение затяжного внутриличностного конфликта в сложных ситуациях.

Напротив, склонность к шаблонным жестким оценкам поступающей информации, к стереотипным убеждениям и верованиям (иррациональным установкам), не учитывающим особенностей реальной ситуации, способствует развитию чрезмерных эмоциональных реакций и препятствует решению проблемы. Такое стереотипное мышление ведет к ригидному представлению о том, как все люди обязаны жить и вести себя. Такое мышление приводит человека к постоянным преувеличениям тяжести будущего и его катастрофичности.

В работе проводится беседа, в ходе которой разъясняется человеку суть его состояния. Помогают преодолеть имеющиеся страхи и заблуждения, ободряют, убеждают в необходимости активного противодействия стереотипному мышлению и поведению. В процессе занятий человека приучают к самонаблюдению и осознанию автоматически возникающих у него в ответ на внешние события мыслей, обучают искать доказательства своих оценок и видеть в собственных мыслях гипотезы, а не факты. Человека знакомят с техниками исправления ошибочных суждений, с новыми способами формулирования проблем, а также помогают расширить привычные правила поведения. В процессе работы выявляют иррациональные установки и проводят их коррекцию, проводят анализ представлений, помогающий человеку приобрести новый опыт. В процессе анализа прорабатываются новые варианты мышления и поведения и закрепляются в повседневной жизни. Человек приобретает новый опыт и закрепляет новые способы психического реагирования.

На первой встрече обсуждаются цели лечения и его (человека) ожидания в отношении эффективности лечения. При этом терапевт работает в тесном контакте с человеком для достижения общих целей, приемлемых для обоих сторон, что помогает избежать в дальнейшем ощущения фрустрации, гнева и неудачи, в том случае, если собственные ожидания человека о полном облегчении состояния не оправдаются. Далее работа проходит над переосмыслением автоматических мыслей и иррациональных убеждений, принятием человека преодоления трудностей в повседневной жизни и избегания иррациональных мыслей.

Такая работа может быть как индивидуальной, так и групповой. При индивидуальной работе терапевт сосредотачивает все свое внимание на человеке (клиенте). При групповой терапии расширяется социальное взаимодействие между клиентами, при этом сами клиенты могут поддерживать друг друга, у них появляется возможность делиться идеями, моделировать адаптивное поведение.



Методы когнитивно-поведенческой психотерапии зависят от конкретной ситуации и проблемы человека, преследуют определённую цель. Главное для специалиста – докопаться до истоков проблемы человека, научить человека позитивному мышлению и способам поведения в подобном случае. Наиболее часто применяемыми методиками когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать следующие:

1. Когнитивная психотерапия, при которой человек испытывает неуверенность и страх, воспринимает жизнь как череду неудач. При этом специалист помогает выработать пациенту положительное отношение к себе, поможет принять себя со всеми недостатками, обрести силы и надежду.

2. Реципрокная ингибиция. Все негативные эмоции и чувства при этом в ходе сеанса заменяются другими более позитивными. Поэтому они перестают так негативно воздействовать на поведение и жизнь человека. Например, страх и гнев замещаются расслаблением.

3. Рационально-эмотивная психотерапия. При этом человеку специалист помогает осознать тот факт, что все мысли и поступки необходимо согласовать с жизненными реалиями. А неосуществимые мечты – путь к депрессиям и неврозам.

4. Самоконтроль. При работе с этой методикой реакции и поведение человека в определённых ситуациях закрепляется. Такой способ действует при немотивированных вспышках агрессии и других неадекватных реакциях.

5. Методика «Стоп-кран» и контроль тревожности. При этом человек сам говорит «Стоп» своим негативным мыслям и поступкам.

6. Релаксация. Эта методика чаще применяется в комплексе с другими для полного расслабления пациента, создания доверительных отношений со специалистом, более продуктивной работы.

7. Самоинструкции. Эта методика заключается в создании самим человеком себе ряда заданий и самостоятельного их решения в положительном ключе.

8. Самонаблюдение. При этом может вестись дневник, который окажет помощь при отслеживании источника проблемы и негативных эмоций.

9. Исследование и анализ угрожающих последствий. Человек при негативных мыслях меняет их на позитивные, исходя из ожидаемых результатов развития ситуации.

10. Метод поиска преимуществ и недостатков. Пациент сам или в паре со специалистом анализирует ситуацию и свои эмоции в ней, разбирает все преимущества и недостатки, делает позитивные выводы либо ищет способы решения проблемы.

11. Парадоксальная интенция. Эта методика разработана австрийским специалистом-психиатром Виктором Франклом и заключается в том, что пациенту предлагается проживать пугающую или проблемную ситуацию раз за разом в своих ощущениях и поступал наоборот. Например, если он боится уснуть, то врач советует и не пытаться это сделать, а как можно больше бодрствовать. При этом человек через некоторое время прекращает испытывать негативные эмоции, связанные со сном.